Уроки экстремальной истории в полях и опустевших деревнях. Многие наслышаны о впечатляющих сооружениях древности: пирамидах Гизы и Сфинксе, афинском Акрополе, пирамидах майя, Колизее, Стоунхендже, пещерных храмах Индии или городе Петра в Иордании. Статуи, храмы, театры, гробницы, жилища, крепости.. Культура и обычаи предков прошли к нам через века, говорят с нами, рассказывают нам о себе. Это памятники человечества в которых можно почувствовать дыхание времени, понять возможности человека, чем он жил, о чем страдал и во что верил. Существующие инженерные и художественные подвиги полностью оправдывают их популярность. Россия тоже имеет свое культурное наследие, которое нужно знать и хранить. Относительно мира молодое, но успевшее впитать в себя богатую историю. Я хочу поговорить с вами о местах, в которых молились наши предки. О местах, в которых была собрана духовная жизнь множества деревень. Деревень зажиточных и процветающих, где проводились шумные базары, где трудились и жили тысячи человек. Сейчас же эти места, а точнее храмы выглядят удурчающе. Большая часть из них была построена в 19 веке, но сохранились и постройки 18 и даже 17 веков. Большая заслуга в этом принадлежит дворянам и богатым попечителям, а также духовным епархиальным миссиям. В архитектурном отношении сельское храмовое зодчество у нас представлено в основном тремя стилями: барокко (XVIII век), классицизм (XIX век), эклектика (конец XIX — начало XX века). Встречаются и храмы в нарышкинском, вятском, русско-византийском, псевдорусском, псевдовизантийском стилях и стиле ампир. Сейчас за этим архитектурным великолепием практически никто не следит. Чаще всего единственные их посетители – это любители заброшек, такие, как я. Многие из ныне заброшенных церквей были закрыты еще в XX веке в результате советских антирелигиозных кампаний 30-х и 50-60-х годов, некоторые из этих церквей пытались снести с помощью взрывчатки или техники. Здания других закрытых церквей отходили под хозяйственные нужды: иконы отдавали местным музеям, части иконостаса, золото и другие металлы могли оказаться в домах местных жителей, а в самих храмах размещали овощные склады, хранили металлолом, ремонтировали автомобили или оказывали медицинскую помощь. Какие-то храмы, которые смогли пережить все нападки и испытания судьбы и остались неразграбленными, предались забвению, и подверглись серьезным разрушениям: со временем под воздействием ветра и влаги дерево и камень деформировались, из-за чего обрушились их фасады, крыши и стены. Если отъехать чуть в сторону от излюбленных туристами маршрутов «Золотого кольца» с радующими глаз сусальными церковными маковками и неизменным колокольным звоном, откроется несколько иная картина: заброшенные, умирающие деревни, покосившиеся дома и кирпичные остовы храмов. Порой настолько впечатляющих, что диву даешься: как, кем и, главное, для кого в такой глуши мог быть построен столь величественный собор, способный потягаться своим архитектурным великолепием со многими столичными храмами. Некоторые храмы фактически стали частью ландшафта - стены поросли травой, мхом, на верхних ярусах появились ростки деревьев и кустарников, а вместо купола - небо. Штукатурку на стенах церквей обычно сбивали, а фрески замазывали, но некоторые из них уцелели и даже сохранили свой цвет. На отсыревших деревянных стенах сохранились лики святых, но и они постепенно уходят в прошлое. Двухсотлетние фрески, декор в стиле «эклектика», стены, которые помнят известных мореплавателей и композиторов...все это изящное оформление и история остались для диких животных, птиц, деревьев и редких людей. Бывает, что какая-нибудь бабушка, которая помнит это место в расцвете, приходит помолиться раз в неделю, а может и раз в месяц. А многие из заброшенных храмов стоят буквально “в поле” – без поселков вокруг, потому что те были оставлены людьми и исчезли, или близ угасающих деревень, жителям которых восстановление церкви неинтересно. Жизнь деревни, даже в прошедшие два десятилетия, идет по нисходящей – количество людей уменьшается, уезжает в города, в местные центры. Деревни вымирают, а заброшенные храмы остались, как свидетели некогда здесь кипевшей жизни. Нельзя сказать, что государство совсем ничего не делает для того, чтобы сохранить уникальные образцы церковной архитектуры, кое-где эти заброшенные храмы стоят в строительных лесах, однако чаще всего лишь одинокие березки украшают их полуобвалившиеся крыши. Увы, в большинстве случаев местным властям совсем не до того, чтобы в деревеньке, порой уже давно исчезнувшей с карты региона, возрождать старинный храм. Да, когда-то здесь было богатое село с тысячами домохозяйств, но кто сегодня будет ходить в эту церковь? Вопрос уместный. Однако надо понимать, что сохранение памятников истории и культуры, среди которых православные храмы занимают особое место, необходимо не только для сегодняшних, пусть даже самых возвышенных и духовных потребностей наших современников, но и для наших потомков.